Согласно Решению Коллегии ЕЭК № 294 от 2012 года, все ввозимые запасные части в обязательном порядке подлежат сертификации или декларированию. В большинстве случаев речь идет о деталях для дальнейшей перепродажи или о важных узлах, которые напрямую влияют на безопасность движения. В таких случаях необходим полный комплект сопроводительной документации, которая подтвердит, что элементы прошли проверку и отвечают действующим регламентам ТС.
Еще одна распространенная ситуация — официальный изготовитель снял деталь с производства, поэтому ее приходится покупать у партнерских организаций. Тогда сертификация выполняется заново, так как нужны документы уже от нового производителя.
Когда это необязательно?
- Если изделие приобретено для личного пользования, последующая продажа не предполагается. Достаточно представить документ из сервисного центра, в котором будет указана соответствующая поломка.
- Если аналогичный товар данного производителя уже проходил сертификацию ранее. Тогда нужно просто представить копии документов для подтверждения данного факта.
Что с товарами, производимыми на территории России и ТС?
По действующему законодательству каждая деталь проходит обязательную проверку на соответствие ГОСТам. Это позволяет подтвердить их технические характеристики, надежность и безопасность использования в повседневной жизни, чтобы исключить любые претензии и нежелательные ситуации при выпуске в свободную продажу. Из этого правила есть только три исключения:
- запчасти для сборочного производства;
- компоненты, бывшие в употреблении;
- восстановленные детали (кроме шин).
Классификация автозапчастей
Действующее законодательство делит их на 8 категорий:
- кузов — капот, стекла, багажник, бампер, двери, кресла и сиденья;
- электрика — генератор, провода, реле, лампочки и другие элементы, напрямую связанные с электрической составляющей;
- топливная система — насосы, трубки, патрубки, бензобак;
- устройство передачи — сцепление, трансмиссия, КПП, карданные валы;
- ДВС — от охлаждения до отопления салона, включая радиаторы и трубы;
- распределители газа — выхлопные трубы, глушители, карбюраторы;
- тормозная система — от педали тормоза до колодок;
- колеса — диски и шины.
Аналогичные требования по сертификации предъявляются и к запасным частям для мотоциклов, мопедов, квадроциклов. Любое отклонение от нормы может спровоцировать аварию, поэтому в ТР ТС 018/2011 прописаны строгие требования к качеству и безопасности подобной продукции. В документе также приведен полный перечень деталей, подлежащих сертификации (в отдельных случаях достаточно декларации):
- элементы рулевого управления;
- системы управления двигателем;
- защитные элементы — кожухи, щитки;
- питательные — бензопроводы, фильтрационные элементы, датчики;
- системы выпуска отработанных газов — глушители, переходники, фланцы крепления;
- составляющие передней и задней подвесок, коляски;
- составляющие двигательной системы — поршни, цилиндры, шестерни, пальцы;
- системы торможения, шины, диски от колес;
- охлаждающие системы — радиаторы, помпы, трубопроводы.
Важный нюанс: жидкости для охлаждающей и тормозной систем, моторные масла, присадки и прочие расходники оцениваются уже по другому техрегламенту. В категорию исключений попадают и мотоциклетные шлемы. Они классифицируются как защитные средства и регламентируются ТР ТС 019/2011.
Как проходит сертификация?
Первый этап — идентификация продукции, позволяющая определить правильную форму подтверждения (декларация или сертификат) и схему. Затем готовится пакет документов для подачи в сертификационный центр:
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- технические документы, по которым осуществляется производство.
- подробное описание продукции (все характеристики и спецификации);
- эксплуатационные документы;
- договор на поставку (если товар импортный);
- сертификат системы менеджмента качества (необязательно).
Следующая стадия — экспертные испытания в лаборатории (обязательны для любой мотозапчасти и при любой схеме). Проверяется соответствие заявленных характеристик реальным. Если все в порядке, принимается решение о выдаче сертификата.
В большинстве случаев один изготовитель комплексно оформляет документы на запасные части в соответствии с первыми цифрами ТН ВЭД ТС. При таком подходе требуется документация о производителе и данные о его регистрации. Декларацию соответствия может оформить и импортирующее лицо, зарегистрированное официально на территории России.
Если нет времени разбираться в тонкостях процедур, доверьте это дело нам. Мы поможем собрать документацию, которую не придется переделывать, проведем необходимые испытания в собственной лаборатории и составим протоколы. Внесем сертификаты и декларации в реестры (в Единый государственный и Росаккредитации соответственно) и доставим курьером по указанному адресу.