Получение сертификата на услуги — необязательная процедура, но от этого напрямую зависит успешная работа современной компании. Потребители хотят быть уверены в высоком качестве исполнения и достойном сервисе. И таким гарантом становится сертификат, что автоматически добавляет баллы в репутационную копилку. Порядок сертификации строго регламентирован на законодательном уровне и проводится независимым сертификационным центром.
Какие услуги раньше обязательно сертифицировали?
Был специальный список:
- экскурсионное и туристическое обслуживание;
- услуги в сфере общественного питания;
- сервис и ремонт техники, транспорта;
- химчистка различных изделий;
- парикмахерские процедуры;
- услуги в сфере ЖКХ;
- торговля.
Потом обязательную сертификацию упразднили, но разрешили добровольную, благодаря которой компании могут повысить рейтинг в конкурентной среде, выйти на принципиально новый уровень качества, выделиться на фоне других и завоевать лояльность клиентов.
Порядок процедуры
Услуги сертифицируются по тому же алгоритму, что и продукция:
- подача заявки в соответствии с установленными требованиями;
- рассмотрение заявления и принятие по нему решения;
- проверка соответствия услуг и работ действующим стандартам;
- принятие решения о выдаче сертификата при успешном исходе;
- выдача документа и лицензии, которая разрешает использовать знак соответствия;
- инспекционный контроль услуг и работ.
Для добровольной сертификации предлагается несколько схем:
- Оценка мастерства исполнителя. Проводятся испытания, оцениваются результаты работы специалиста (выборочно), организуется инспекционный контроль.
- Оценка непосредственно процесса исполнения конкретных задач. Тоже потребуются испытания и проверка результатов труда. Плюс дополнительно оценивается техническая документация (полнота и своевременное обновление), стабильность, безопасность, профессионализм.
- Анализ состояния производства. Схема актуальна при оказании производственных услуг, например при изготовлении товаров по индивидуальному заказу. Подразумевает выборочную проверку результатов работы.
- Оценка самой организации. Требуется аттестация для подтверждения соответствия государственным стандартам. Также оценивается, правильно ли компании была присвоена та или иная категория (класс ресторана, количество звезд отеля и т. д.).
- Контроль системы качества. Необходим для сертификации основных видов работ: от медуслуг до автоперевозок. Предполагает и последующий контроль для подтверждения стабильного функционирования.
- Оценка системы качества с рассмотрением заявки по декларации. Схема актуальна для небольших предприятий, зарекомендовавших себя высококлассными исполнителями.
- Проверка системы качества на соответствие ИСО.
Важно: добровольный сертификат на услуги не может заменить обязательную декларацию на продукцию. Декларирование — отдельная процедура.
Какие документы нужны для получения сертификата?
- Учредительная документация фирмы, включая устав, регистрационное свидетельство, данные о постановке на учет.
- Полный список услуг и документальное подтверждение, что они реально оказываются.
- Перечень стандартов, в соответствии с которыми они предоставляются, и используемого оборудования.
- Данные кадастровой статистики.
Однако при комплектации пакета документов обязательно учитывается специфика деятельности компании. Поэтому указанный список может дополняться.