115230, г. Москва, БЦ "На Варшавке", Варшавское шоссе, д. 42, офис 5242 Время работы: с 10:00 до 18:00 e-mail: info@tehservis-expert.ru
Заказать звонок
8 (499) 322-01-02

Экспертиза промышленной безопасности грузоподъемных кранов

Под экспертизой промышленной безопасности (ЭПБ) кранов понимается комплекс мероприятий по оценке соответствия грузоподъемного оборудования стандартам, установленным действующими нормативными документами. К числу последних относятся:

  • ФНиП в области промбезопасности, разработанный для подъемных сооружений, используемых на ОПО. Он введен в действие Приказом №533, изданным Ростехнадзором 12 ноября 2013 года;
  • Технический регламент (ТР ТС 010/2011) Таможенного союза ЕАЭС, который устанавливает правила безопасной эксплуатации машин и оборудования. Он утвержден Решением №823 Комиссии ТС, принятым 18 октября 2011 года.

Указанные нормативные документы являются базовыми для установления необходимости ЭПБ грузоподъемных механизмов и при определении порядка проведения этой процедуры.

Подлежащие экспертизе краны

В соответствии с действующей нормативно-правовой базой, необходимость осуществления ЭПБ кранов определяется при помощи двух критериев: тип грузоподъемного механизма (ГПМ) и область его практического применения.

Экспертиза необходима Экспертиза не требуется
Тип ГПМ
  1. Грузоподъемные краны башенного, козлового и стрелового типа.
  2. Краны-манипуляторы.
  3. Подъемники, используемые в строительстве.
  4. Краны-экскаваторы, конструкция которых предусматривает наличие подвешенного на канате крюка или электромагнита.
  5. Краны, используемые для перемещения и подъема груза и оснащенные сменными грузозахватными приспособлениями или органами (траверсы, грейферы, крюки, захваты, магниты, стропы и т.д.)
  6. Люльки и специальные кабины съемного типа, которые навешиваются на грузозахватные приспособления ГПМ и используются для перемещения и подъема людей.
  1. Консольные ГПМ и мостовые краны, грузоподъемность которых не превышает 10 т, а управление происходит при помощи дистанционного пульта или канала связи.
  2. Стреловые краны, рассчитанные на груз весом до 1 т.
  3. Стреловые краны, обладающие постоянным вылетом стрелы или не оборудованные поворотным механизмом.
  4. Краны переставного типа, предназначенные для монтажа высотных сооружений (трубы, башни, мачты) и монтируемые непосредственно на них.
  5. Краны, предназначенные для использования в учебных целях на специальных полигонах.
  6. Краны, которые используются на экскаваторах, отвалообразователях, дробильном и перегрузочном оборудовании и предназначаются для их ремонта.
  7. Краны-манипуляторы двух типов – смонтированные на фундаменте и рассчитанные на грузы массой до 1 т.
  8. Подъемники. используемые в строительстве для перемещения и подъема грузов.
  9. Краны-штабелеры мостового типа.
  10. Специализированные краны-трубоукладчики.
Сфера использования ГПМ
  1. Краны, которые используются для обеспечения обороноспособности страны, в целях гражданской обороны, а также входящие в состав вооружений и военной техники.
  2. ГПМ, применяемые на объектах атомной энергетики.
  3. ГПМ, оборудованные ручным приводом, канатные дороги, лифты, фуникулеры, эскалаторы и другие подобные техустройства, предназначенные для перемещения людей.
  4. ГПМ, используемые для укладки путей и мостов, авто- и электропогрузчики, эвакуаторы и подъемные сооружения, используемые на парковках.
  5. Краны, смонтированные на судах или других плавсредствах, а также в шахтах.
  6. ГПМ, предназначенные для эксплуатации без использования грузозахватных приспособлений и оснащенные навесным оборудованием.
  7. Краны, предназначенные для подъема затворов (створов) плотин без зацепления поднимаемых сооружений и деталей крюками.

Когда требуется проведение ЭПБ крана

Краны, подпадающие под действие ст. 2 указанного выше ФНиПа, классифицируются как ОПО. Поэтому их практическое использование предусматривает обязательное выполнение положений ст. 7 №116-ФЗ., которое устанавливает следующий перечень ситуаций, когда требуется ЭПБ крана:

  • перед вводом нового крана в эксплуатацию, если данный ГПМ не входит в перечень оборудования, подлежащее обязательной сертификации;
  • при запуске подъемных сооружений, установленных на ОПО и самостоятельно изготовленных для нужд предприятия;
  • окончание нормативного срока эксплуатации крана или превышение числа рабочих циклов грузоподъемного сооружения, которое содержится в паспорте или другой техдокументации на ГПМ;
  • отсутствие или утеря паспорта на ГПМ, не позволяющая установить нормативный срок использования, в том случае, если фактическая продолжительность эксплуатации составляет 20 и более лет;
  • ввод в действие крана, прошедшего ремонт, реконструкцию или модернизацию, связанные с внесением конструктивных изменений или заменой несущих деталей и элементов ГПМ, или проводились в целях восстановления работоспособности оборудования после чрезвычайно или аварийной ситуации на ОПО.

Этапы проведение ЭПБ кранов

  1. Подготовка к экспертизе грузоподъемного механизма. Формирование обязательного пакета документов, которые эксперт запрашивает у правообладателя. При утере или уничтожении каких-либо важных документов на кран, требуется произвести работы по их восстановлению или оформлению новых. Только после этого допускается переходить к следующему этапу ЭПБ.
  2. Изучение собранной информации и проведение оценки соответствия характеристик подъемного сооружения требованиям, установленным ФНиПом в области промбезопасности или Техническим регламентом ТС ТР 010/2011. Помимо анализа документов, эксперт выезжает непосредственно на объект с целью визуального осмотра крана, наблюдения за его работой и проведения обследования состояния конструкций, механизмов и отдельных деталей грузоподъемного устройства. Для этого используются различные методы диагностики, предусматривающие применение современного высокотехнологичного оборудования и приборов.
  3. Составляются проект заключения ЭПБ. В документ обязательно включаются выводы эксперта о возможности дальнейшей безопасной эксплуатации крана. Заключение направляется собственнику ГПМ, которому предоставляется две недели на выработку замечаний. В случае согласия экспертов с замечаниями в текст заключения вносятся корректировки.
  4. Регистрация результатов экспертизы крана. Экспертное заключение приобретает законную силу после внесения в реестр Ростехнадзора. Для регистрации документа необходимо предоставить его в электронной форме в региональное подразделение контролирующего органа. Это необходимо сделать не позднее 90 дней с момента принятия решения о проведении ЭПБ. После изучения документа специалистами Ростехнадзора сведения об экспертном заключении заносятся в реестр, а эксплуатирующей организации или собственнику выдается письмо, получение которого означает разрешение на дальнейшую эксплуатацию крана.

Необходимые документы

Для определения необходимости проведения ЭПБ крана собственник ГПМ или предприятие, которое осуществляет эксплуатацию грузоподъемного механизма, должны предоставить в экспертную компанию паспорт на кран или другие документы, содержащие информацию об основных характеристиках оборудования.

Если установлено, что проведения экспертизы промбезопасности является обязательным, руководитель предприятия, эксплуатирующего кран, должен издать приказ о передаче ГПМ на экспертное обследование, назначить ответственных за соблюдение ТБ на производстве, а также провести другие мероприятия, перечень которых поможет составить экспертная компания.

Для проведения экспертизы промышленной безопасности крана от собственника или эксплуатирующей организации требуется предоставить следующий пакет документов:

  • Паспорт на ГПМ.
  • Кран или другое подъемное сооружение, выступающее объектом экспертизы, и профессионального машиниста или оператора подобной техники.
  • Технические средства и вспомогательное оборудование, необходимое для обследования состояния металлоконструкций, механизмов и отдельных деталей крана на высоте.
  • Акт нивелировки путей (при экспертизе крана, передвигающегося по рельсам) и акт ввода в эксплуатацию кранового пути.
  • Акт проверки уровня электротехнической безопасности путем замера сопротивления изоляции и заземления.
  • Документы, оформленные в ходе и по результатам ремонта, реконструкции или модернизации ГПМ, включая сертификаты на используемые в ходе работ материалы, детали или конструкции, в том числе металлические.
  • Документы о сфере практического использования крана, который выступает объектом экспертизы.
  • Журнал ТО грузоподъемного сооружения или вахтенный журнал, в котором содержатся записи о всех проведенных ремонтах и технических обслуживаниях обследуемого оборудования.
  • Проектно-конструкторская, техническая и эксплуатационная документация на кран (обычно предоставляется по дополнительному запросу экспертной организации).
  • Документы о проведенных ранее экспертизах промышленной безопасности, включая акты и экспертные заключения.
Стоимость Срок проведения экспертизы Срок регистрации экспертизы
от 45000 руб. от 7-ми дней до 8-ми дней
Оставить заявку
Наименование компании
Номер телефона*
E-mail, на который отправить ответ
Дополнительная информация*

Нажимая кнопку «Отправить», соглашаюсь с политикой конфиденциальности


Настоящим письмом, от имени ООО «Промэкспорт», выражаем благодарность сотрудникам ООО «Техсервис» за качественно выполненные услуги по сертификации.
Исполнительный директор
ООО "ПРОМЭКСПОРТ",
Лаборатория "Золотинка".
Смильгин С.Е.

ООО «ВЭЛТЕКС» выражает благодарность ООО «Техсервис» за качественно выполненные услуги по сертификации продукции.

Генеральный директор
Юрьев А.В.
  • Компания «ПТО Сервис» (Россия)
    Компания «ПТО Сервис» (Россия)
  • ООО «ПКФ УМЗ» (Россия)
    ООО «ПКФ УМЗ» (Россия)
  • Soosan Heavy Industries (Республика Корея)
    Soosan Heavy Industries (Республика Корея)
  • «Eurostandard S.p.A.» (Италия)
    «Eurostandard S.p.A.» (Италия)
  • Балканское ЕХО ЕООД (Болгария)
    Балканское ЕХО ЕООД (Болгария)